По инициативе мэра столицы Сергея Собянина столичное правительство озаботилось проектом создания специальных выделенных дорожек для велосипедистов. На велодорожную сеть предполагается выделить до 40 миллионов рублей, начиная уже с февраля. Соответствующий открытый конкурс объявлен столичным комитетом по архитектуре и градостроительству. Основная идея состоит в том, чтобы уменьшить засилье автомобилей.
Любопытный факт: будущий подрядчик должен иметь лицензию ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью подготовить подробнейшие – на самых сложных участках «в одном сантиметре двадцать метров» – планы местности.
Первые дорожки общей длиной 79 км планируется проложить на набережных Москвы-реки и Яузы. На всех маршрутах будут организованы пункты по прокату велосипедов. В дальнейших планах столичного правительства – соединить велосипедными маршрутами станции метро на окраинах, например, легкое и подземное метро. В результате в Москве может появиться 72,8 км. велодорожек, привязанных к большим торговым центрам, транспортно-пересадочным узлам и железнодорожным платформам, а также 17 тыс. парковочных мест для велосипедов с предприятиями по их ремонту и обслуживанию.
Правда, у некоторых экспертов идея вызвала сомнения. Одни ссылаются на неподходящий климат, другие указывают, что физические нагрузки велосипедистов в сочетании с испорченным воздухом мегаполиса могут повредить здоровью: мол, такие дорожки имеет смысл обустраивать только в лесных массивах и парках, но не вдоль автомагистралей. В крайнем случае, внутри районов.
Как бы то ни было, при картографировании будут учтены шесть основополагающих правовых документов, в частности, Градостроительный кодекс, закон «О Генеральном плане» и постановление правительства «О развитии транспортной системы на 2012–2016 гг.». Исполнитель должен будет первым делом оценить реальные потребности города в велообъектах и влияние последних на работу транспортной системы Москвы.
А экология... что ж, и ее можно довести до уровня многих европейских столиц, где такие схемы работают уже давно и вполне успешно.
Асеф Джафарли
28 января 2012