Портал правительства Москвы

Строгановка представила выставку в Неаполе, посвящённую советскому киноавангарду

Строгановская академия представитель открывшейся в Неаполе (Palazzo Santa Maria Porta Coeli, Via Duomo 219) в рамках Года российского кино выставки киноплакатов и фотографий "Киноглаз: из истории советского киноавангарда".

МГХПА им. С.Г. Строганова основана в 1825 году, после революции преобразована во ВХУТЕМАС – всемирно известную школу современного искусства и дизайна, где преподавали лучшие представители русского авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко. В рамках выставки состоится кинопоказ фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом".

В экспозиции – фотографии первооткрывателя в области кинохроники Дзиги Вертова, мастера кино-аттракционов и основателя теории кинематографа ХХ века Сергея Эйзенштейна, изобретателя киномонтажа и педагога Льва Кулешова, актёра и художника Петра Галаджева. Их творчество трудно представить вне культурного и художественного контекста эпохи, киножурналов, авангардного фотоискусства, киноплакатов 1920-х годов, традиций и новаторских поисков в области сценографии, студий, а также художественных школ.

Традиции кинодекорационного искусства и театральной сценографии развивались во ВХУТЕМАСе в 1920-е годы: на факультетах проектировали кинотеатры и кинозалы, создавали киноплакаты и декорации к фильмам. Среди ярких деятелей кино того времени можно назвать поэта Владимира Маяковского, который сыграл главные роли в фильмах "Барышня и хулиган", "Закованная фильмой", "Не для денег родившийся" (по роману Джека Лондона "Мартин Иден"). Благодаря Маяковскому можно говорить о влиянии русского авангарда на кинематограф, где футуристическая традиция публичного скандала и эпатажа пересекается с исполнительской деятельностью в кино. Впоследствии Маяковский читал во ВХУТЕМАСе лекции о новом искусстве и поэзии, читал свои стихи, был кумиром студенческой аудитории.

Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов и другие деятели кино стали известными в первую очередь благодаря их фильмам: "Кино-глаз", "Человек с киноаппаратом", "Броненосец Потемкин" и др.

Другим каналом осуществления революции видения, зарождения новой культуры стали журнальные публикации, экспериментальные фотоработы Александра Родченко. Эстетику киноавангарда невозможно оторвать от эстетики графического дизайна и фотографии, даже эстетики архитектуры. Представители всех жанров искусства стремились к тому, что сегодня называтся медиаискусством.

Смелые киноплакаты, например, авторства братьев Стенбергов и Петра Галаджева как часть авангардной рекламы озвучивали немой кинематограф, тесно взаимодействуя с революционно новой формой фотографии, которую изобрели Александр Родченко, Борис Игнатович и Елеазар Лангман. Киножурналы существовали как ещё один жанр масс-медиа 1920-х годов, который можно было встретить в журнальных и газетных киосках. Они объединяли в себе статьи по теории киноискусства, экспериментальную фотографию и графику. "Левые" художники, пришедшие в фотографию, их последователи, профессиональные фотографы и журналисты создавали здесь новое "фото-ощущение мира".

Вся разнообразная медийная деятельность пионеров киноавангарда, фотографии и графического дизайна была нацелена на воспитание нового видения мира. Кино оказывалось в центре многих творческих проектов. Тем самым русский авангард расширял территорию искусства. В этом мастерам авангарда помогало целое поколение выпускников ВХУТЕМАСа, утверждавших новые пути российской художественной культуры.


Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter